українською
по-русски
Пожалуйста идентифицируйте себя с помощью электронной почты
На указанный адрес электронной почты отправлено сообщение.
Не пришло письмо?
Укажите адрес электронной почты

Глоссарий : камины, печи, дымоходы

Словарь архитектурных терминов и стилей, декоративно-прикладного искусства, строительных и отделочных материалов, теплотехники.

Поиск терминов и понятий по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Я

А

А СЕККО, асекко, альсекко, секко (итал. a secco — по сухому) — настенная живопись, выполняемая в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Секко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но является не столь долговечной техникой.

АБРАЩАТЫЙ (уст.) — изразцовый.

АВАНТЮРИНОВАЯ ГЛАЗУРЬ — зеленая либо красная полива по керамике, придающая поверхности изделия золотистый блеск.

АЖУР — техника сквозной резьбы по дереву или металлу.

АКАНТ — средиземноморское растение с толстыми зубчатыми листьями. Стилизированное изображение аканта используется как мотив в декоративно-прикладном искусстве.

АЛЕБАСТРОВОЕ СТЕКЛО — матовое стекло для дверей, ширм, каминных экранов, светильников (белое стекло, глухое стекло, костяное стекло, молочное стекло).

АМОРИНИ — резные фигуры мальчиков, используемые в резном декоре.

АМОСОВА КАЛОРИФЕР — отопительная система, в которой горячий дым, выйдя из борова, распределяется по металлическим трубам, расположенным в несколько рядов для отдачи тепла в разные помещения, после чего уходит наружу через общую дымовую трубу.

АМФОРА — классический сосуд античной Греции с зауженным дном и высоким горлышком и двумя ручками для транспортировки вина или масла. Использовалась в качестве декоративного мотива в репертуаре неоклассики.

АНГЛИЙСКИЙ ОЧАГ — чугунная печь для приготовления пищи, для топки углем, соединенная с водогрейным котлом.

АНГОБ (франц. engobe — "обмазка") — тонкий слой белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического изделия до обжига. Служит для сокрытия неровностей или цвета черепка. Техника ангоба подсказала и оригинальный способ декорирования — сграффи́то, процарапывания, соскабливания или гравировки поверхностного слоя до появления основы другого цвета. В отдельных случаях применяется роспись ангобами, создающая эффект рельефа, и роспись по ангобу, играющему роль белого фона, грунта (итальянская майолика). К приемам ангобирования относят технику декорирования фарфора пат сюр пат.

АНДИРОН — металлическая подставка для дров в камине открытого типа.

АНТАБЛЕМЕНТ — архитектурный термин, принятый в декоративно-прикладном искусстве для обозначения компонентов, расположенных над колонной: архитрав, фриз и карниз.

АНТЕМИЯ — стилизованный мотив из цветов жимолости, происходящий из классической греческой орнаментации.

АРАБЕСКА — насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов, порой включающий каллиграфическую арабскую надпись.

АРКАДА — элемент декора, образованный серией круглых арок.

АРОЧНЫЕ НОЖКИ — выпукло-вогнутые ножки георгианской мебели.

АСТРАГАЛпрофильная накладка, оформляющая край дверцы (или двери).

▲ перейти к алфавиту

Б

БАГЕТ (франц. baguette, итал. bachetta, лат. baculum — "палочка, прут") — профиль, обрамление в виде профилированных реек. В декоративном искусстве, оформлении интерьера — стенных панелях, мебели — багет является обрамляющей частью филёнки, центральная плоскость которой называется зеркалом. Багет обычно имеет перспективный профиль — более высокий с наружной стороны и понижающийся внутрь. В архитектуре багетом называют заполнение углублений — каннелюр колонны — полуцилиндрическими выпуклыми профилями — валиками (обычно не на всю высоту). Другое название — вкладыши, или "встречные каннелюры".

БАЗА (франц. base от греч. basis — "основание, шаг, стопа"; baino — "ступаю") — в архитектуре — основание, подножие. В отличие от подиума, крепидомы, стереобата — основания здания, базой принято называть особое подножие колонны, столба, пилястры.

БАЛЯСИНА — точеная колонна, используемая в перилах (лестничных, террасных, балконных) или в качестве ножек стола, спинки стула. Может быть выполнена из камня, металла, дерева или керамики.

БАНДЕЛЬВЕРК (нем. bandelwerk от франц. bandele — "повязка, лента" и нем. werk — "работа, изделие") — декоративный мотив, элемент орнамента в виде переплетающихся лент. Мотивы ленточного плетения получили распространение в искусстве готического стиля.

БАНДЕРОЛЬ (франц. banderole — "ремень, перевязь" от bande — "полоса" и roll — "крутить") — декоративный мотив в виде извивающейся ленты, полосы ткани. Этот термин используют для обозначения реющей в пространстве ленты, несущей надпись, девиз. Такая лента прихотливо извивается и имеет остроконечный вырез. Другой мотив — бандероль, завязанная в виде банта и изображающая перевязь, подвеску, связку каких-либо атрибутов.

БАРБОТИН (франц. barbotine от barboter — "шлепать, плескаться, пачкать"; предполагают также вост. происх. слова) — цветная глина (из смеси белой глины, песка и краски), используемая для ручной лепки рельефных деталей на керамических изделиях, изразцах. Иногда в жидком состоянии наносится кистью; применяется также для склеивания отдельно отформованных частей.

БАРЕЛЬЕФ (фр. bаs - низкий и relief) — вид изобразительного искусства, скульптурная композиция, исполненная на плоскости и взаимосвязанная с фоном. Объемное изображение выполняется на поверхности камня, керамики, металла или дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

БАРОККО — (от ит. bагоссо - странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII в., для которого характерны эстетическая аффектация; стремление к величию и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве.

Фотогалерея ►

БЕРЕН ("bérain", "bérainades") — название орнамента, получившего распространение сначала во Франции, а потом и в других европейских странах благодаря деятельности выдающегося французского художника-орнаменталиста Жана Берена Старшего (1640—1711). творчестве присутствуют С 1674 г. Берен — придворный рисовальщик французского короля Людовика XIV. В причудливых композициях Берена заметно влияние барочной архитектуры, орнаментики французского Ренессанса и фламандского барокко. В фантастические архитектурные декорации вплетены изображения версальских фонтанов, аллегорических фигур, колесниц Гелиоса и масок Аполлона — эмблемы Короля Солнце, итальянские мотивы: ренессансные гротески, маскароны, персонажи итальянского театра Коммедиа дель Арте, химеры, обезьяны, музыкальные инструменты и цветочные гирлянды. Его характеризуют особенная легкость, утонченность и "музыкальность" пластических связей, гибкость в сплетении разнородных мотивов. Во Франции орнаментом "берен" декорировали фаянсовые изделия Руана и Мустье.

БЕШЛАГВЕРК (нем. Beschlagwerk от Beschlag — "обшивка, оправа" и Werk — "работа") — вид орнамента эпохи Северного Возрождения, получивший распространение ок. 1570 г. в Германии и Нидерландах. Мотивы бешлагверка включают обрамления — багеты, переплетения лент — бандельверки и рольверки, а также оригинальный элемент — соединение волют с круглыми выступами, полушариями, напоминающими крупные шляпки гвоздей (Nagel-Köpfe).

БИБЛО — безделушки из бронзы, фарфора, слоновой кости, стекла и т. д. — для украшения этажерок, каминов, спинок диванов, а также декорировка стены оружием.

БИОКАМИН — декоративный камин из стали, для которого в качестве топлива используют биоэтанол.

Каталог 

БИОЭТАНОЛ — этиловый спирт получаемый в процессе переработки растительного сирья для использования в качестве биотоплива.

Каталог 

БИСКВИТ — фарфоровое изделие, не покрытое глазурью и обожженное один-два раза при температуре обжига глазури, что придает матовой поверхности такого изделия легкий блеск.

БЛЕЗИРзеркало голландской печи, выложенное заподлицо со стеной одного помещения, тогда как топка выходит в другое помещение.

БОБЕШКА (франц. bobeche) — элемент подсвечника. Во французском языке bobeche означает «розетку подсвечника», в русской же традиции бобешкой с XIX века называли стаканчик, в который вставляли свечу.

БОРОВ — горизонтальный или наклонный дымоход из кирпича либо железа.

БОССАЖ (франц. bossage от bosse — "горб, бугор") — в архитектуре — выступ, выпуклый участок стены, декоративный элемент фасада, имитирующий кладку из крупных камней.

БОССЕЛЯЖ (bosselage) — лепной рельефный орнамент (сравн. моденатура; мулюра).

БРА (франц. bras - «рука») — крепящийся к вертикальной плоскости светильник на одну или несколько светоточек. Первоначально изображал закрепленную на стене сжатую в кулак руку человека, которая держала шип для толстой свечи или факел. В XVIII-XIX веках бра, как правило, состояло из «стенника» - плакетки или фигурной накладки, зафиксированной на стене (зеркале, камине, панели, ширме, пианино), и выходящего из нее «рожка» (или нескольких рожков), оканчивающегося профиткой и бобешкой для свечи. В конце XIX и начале XX века так могли называть любой осветительный прибор, прикрепленный к стене.

БРАНДМАУЭР — глухая кирпичная стена между отопительным твердотопливным прибором и примыкающими к нему горючими стенами.

БУЛЫЖНИК, БУЛЫГА — небольшие валуны, округлые камни твердых пород, употребляемые для выстилки мостовых, а также в качестве бута, иногда — забутовки. Горизонтальной верхней плоскостью, расширяющий нижнюю часть дымовой трубы, непосредственно над кровлей.

БУНТ — расширенный по краям обод изразцовой румпы.

БУРЖУЙКА — металлическая печь для обогрева помещений, популярная в первой половине XX века.

БУТ, БУТОВЫЙ КАМЕНЬ — куски природного камня размером 150-500 мм, который получают взрыванием залежей сплошных пород: известняков, доломитов, песчаников, гранитов, и применяют для возведения фундаментов, подпорных стенок, оград и т.п.

▲ перейти к алфавиту

В

В ЧЕТВЕРТЬ КИРПИЧА — возведение тонкой стенки из кирпичей, поставленных на узкую грань и обращенных постелью на лицевую сторону.

ВАРОЧНАЯ ПЕЧЬ — кухонный очаг, предназначенный для приготовления пищи. Может оснащаться металлической варочной поверхностью (плитой) и зачастую водогреем и/или духовым шкафом. Может отапливать то помещение, где расположено и соседнее в случае подключения сателлитной секции.

ВЕДЖВУД — английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в. Барельефные дощечки с белыми рельефными фигурами из этого фаянса применяли в качестве вставок на мебели.

ВЕРСТОВАЯ КЛАДКА (готическая, польская, русская, старорусская) — кирпичная кладка, на лицевой поверхности которой каждый горизонтальный ряд состоит из чередующихся тычков и ложков, а вертикали швов совпадают через ряд.

ВИТРАЖ (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

ВЫКОЛОТКА (дифровка) — древний прием холодной обработки тонкого листового металла (не толще 2 мм), производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки выколотка отличается тем, что производится в холодном состоянии, тогда как при кузнечной обработке металл нагревается до красна. В XVIII - XIX веках в России выколотка широко применялась при изготовлении декоративной скульптуры, рельефов, металлической утвари и осветительных приборов.

ВОЛПЕР — разновидность дефлектора для вентиляционных и дымоходных каналов.

▲ перейти к алфавиту

Г

ГАДРУН — римский орнамент в виде цепи выпуклых овалов, часто расположенных под углом друг к другу.

ГАРНИТУР — набор из трех или пяти декоративных предметов как правило, с часами по центру, украшающими полку камина или комод.

ГЕЗИМС, гзымс, гзимс (нем. gesims) — карниз или полоса, расчлененная на несколько продольных выступов и впалостей (т. е. профилированная), служащая для обрамления тех или других частей сооружения, для перехода от одной части к другой, для маскирования расчленений пространства стены и т. п.

ГЕРИДОН (франц. guridon) — 1. Небольшой высокий столик или подставка на одной ножке под декоративную бронзу, фарфоровую вазу или осветительный прибор (канделябр, жирандоль или лампу). 2. Круглое основание для множества подсвечников, завершающее опорную колонку. 3. Экран перед камином (см. экран).

ГЕРМА — короткая, сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завершающаяся бюстом. Начиная с Ренессанса, особенно в стиле Барокко, часто употребляли в качестве украшения шкафов.

ГИЛЬОШ (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — сложный орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

ГИРЛЯНДА (франц. guirlande, итал. ghirlanda от лат. gerrae — "плетение") — венок, ожерелье. В специальном значении — декоративный мотив в виде сплетенных цветов, стеблей, листьев, плодов, иногда в соединении с лентами, бантами, маскаронами. В отличие от венка — замкнутого мотива, — гирлянда является элементом орнаментального ряда, поэтому часто включается в композиции обрамлений, бордюров, кантов.

ГЛАЗУРЬ — тонкий стекловидный или частично закристаллизованный слой, покрывающий поверхность керамического изделия и закрепленный путем обжига при высоких температурах.

ГЛАЗУРЬ БОЛЬШОГО ОГНЯ — тугоплавкое стекловидное покрытие фарфора, фаянса и каменных изделий.

ГЛАЗУРЬ МАЛОГО ОГНЯ — легкоплавкое стекловидное покрытие кирпичей, черепицы, изразцов и облицовочной плитки с пористым черепком.

ГОЛЛАНДСКАЯ ПЕЧЬ (галанка, галланка, голанка, голландка, гуланка) — печь облицованная кафелем или изразцами печь, рсписаная в стиле «дельфт».

ГОЛОРЕВЕРС (голкель, голькель) — 1. Желобок в архитектурных украшениях (в карнизах, колоннах и др.). 2. Галтель.

ГОРЕНИЕ — экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

ГОРОДКИизразцы с фигурным силуэтом, предназначенные для карнизов печей.

ГОРШЕЧНАЯ КЛАДКА — кладка, в которой ряды кирпичей чередуются с лежачими или стоячими керамическими трубками (в форме цилиндра или усеченного конуса), облегчающими конструкцию.

ГОТИКА — (от итал. gotico – готский, от названия германского племени готов) – направление в архитектуре, период в развитии средневековой искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV — XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».

ГРИФОН — мифическое существо античной Греции и Рима, крылатый лев с головой орла, символизирующий могущество, силу и власть, скорость и бдительность. 

ГРОТЕСК — фантастический орнамент или декор с мотивами мифических существ (сатиров, кентавров), диковинных растений и причудливых масок.

ГРУППА ГОРЮЧЕСТИ МАТЕРИАЛОВ — классификационная характеристика пожарной опасности материалов, определяемая при стандартном испытании на горючесть. Материалы разделяют на горючие, трудногорючие, негорючие. 

ГУСЕК — криволинейный облом, образованный плавным соединением выкружного и четверного вала, при котором выступающую часть образует выкружка. В итоге получается S-образная форма. Другое название – «линия красоты».

▲ перейти к алфавиту

Д

ДЕФЛЕКТОР — аэродинамическое устройство, устанавливаемое над вентиляционным каналом, дымоходом, в системе охлаждения поршневого авиамотора и др. Применяется для усиления тяги в канале за счёт эффекта Бернулли: чем больше скорость движения потока воздуха при изменении поперечного сечения канала, тем меньше статические давление в этом сечении. Дефлекторы увеличивают тягу в канале и повышают эффективность систем вентиляции.

ДРОВА — срубленные для топлива деревья в чурбанах, в плахах или в поленьях.

ДЫМНИК — декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

ДЫМНИЦА — коптильня.

ДЫМОВАЯ ТРУБА — часть печи, служащая для отвода дымовых газов из печи наружу. Различают насадные и коренные дымовые трубы.

Каталог 

ДЫМОВОЙ ЗУБ – это конструктивный элемент задней стенки каминной топки в виде наклонного выступа. Уступ способствует нормальному функционированию открытого камина: формирует устойчивую тягу, предотвращает выброс дыма в помещение, увеличивает скорость дымовых газов в верхней части камина. Подробнее

ДЫМООБОРОТЫ — каналы, которые устраивают в корпусе печи для пропуска дымовых газов с таким расчетом, чтобы стенки дымообротов поглощали тепло дымовых газов и затем отдавали его через наружные поверхности в помещение.

ДЫМОХОД — канал для удаления дымовых газов из печи или камина в атмосферу. Бывает насадным или коренным. Последний снабжается в основании стояка ревизионным отверстием и сборником для конденсата.

Каталог 

Д’АРСЕТА ПЕЧЬ — многофункциональная кухонная плита с вытяжным устройством, раздельными печными шкафами для тушения овощей, жаренья мяса и т.д., с вертелом и зубчатой подвеской котла, позволяющей обеспечить нагрев нужной силы.

▲ перейти к алфавиту

Ё

ЁРШИК — инструмент (приспособление) со щетиной для чистки внутренних поверхностей различных предметов.

Каталог 

▲ перейти к алфавиту

Ж

ЖАЛЮЗИ — решетка, с помощью которой регулируется проникновение света или воздуха в помещение через параллельные щели между плоскими планками. Размер щелей регулируется вращением планок вокруг своей оси.

ЖАМБА (фр. jambe) — вертикальный несущий элемент портала (каминного, дверного).

ЖАРОВОЙ КАНАЛ — вытянутая полость во внутренней стене здания, распространяющая вдоль помещения воздух после его прогрева калорифером.

ЖИКЛЁР (фр. gicleur, от gicler — брызнуть) — строго калиброванное отверстие для дозирования подачи жидкости или газа.

ЖИКОВИНА — фигурная дверная петля, вытянутая поперек дверного полотнища.

ЖИРАНДОЛЬ (франц. girandole от итал. girandola — «огненное колесо, фейерверк», от лат. gyrare — «вертеть, крутить»; греч. gyros — «круг») — тип светильника, подсвечника, в котором рожки располагаются по окружности, вокруг центральной оси - стояна. Главная декоративная роль в жирандоли отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом. Жирандоль получил распространение во Франции в XVII веке, а также в других странах. На их металлических стержнях и кронштейнах сверкали подвески из хрусталя, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных, корзинки с фруктами и цветами. Круглые жирандоли устанавливались на специальном столике, полукруглые - на камине, причем, как правило, парами.

▲ перейти к алфавиту

З

ЗАДОРГА — перильца, помогающие взобраться на лежанку русской печи.

ЗАПЕЧЕК — узкое пространство между стеной и печью.

ЗЕМЛЯ — монотонный фон на лицевой стороне изразца.

ЗЕРКАЛО — наиболее обширный участок на лицевой стороне печи или камина.

ЗОЛЬНИК, ЗОЛЬНИКОВАЯ КАМЕРА — камера под колосниковой решеткой, которая служит для сбора золы и остатков несгоревших частиц топлива. Она обеспечивает дополнительный приток воздуха через поддувало и щели колосниковой решетки к топливу в топке.

▲ перейти к алфавиту

И

ИЗВЕСНЯК — широко распространенная осадочная горная порода, состоящая в основном из кальцита или кальцитовых скелетных остатков организмов. Часто известняк имеет примеси доломита, глинистых и песчаных частиц. Чистый известняк имеет белый или светлосерый цвет.

ИЗРАЗЦЫ — керамические плитки (разновидность кафеля) с основанием коробчатой формы. Применяются для облицовки печей и каминов.

ИНКРУСТАЦИЯ — особый вид мозаики; украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью.

ИНТАРСИЯ — инкрустированное изображение натюрмортов или архитектурных сцен, сделанных в технике инкрустации или маркери.

ИСКОРНИК — приспособление у печи или камина, защищающее пол и стену от падающих искр.

Каталог 

ИСТОЧНИК ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ — энергоустановка, предназначенная для производства теплоты.

▲ перейти к алфавиту

К

КАБАШОН — выступающий круглый или овальный элемент декора, часто используемый в сочетании с листьями аканта или раковинами для оформления ножек-кабриолей, популярный в XVIII веке.

КАБРИОЛЬ (изогнутая, витая ножка) — сужающаяся книзу ножка с двумя изгибами, часто оканчивающаяся стилизованной лапой. Этот мотив навеян формой задних лап животных.

КАГЛА (шибер) — сегмент печной трубы с поворотной заслонкой для регулирования тяги в дымоходе.

КАЛОРИФЕР — отопительное устройство, обогревающее воздух в помещениях благодаря его соприкосновению со стенками труб или иных каналов, по которым проходят горячие газ, пар либо вода.

КАМЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - строительные материалы, получаемые в результате механической обработки горных пород: облицовочные плиты, стеновые камни, щебень, гравий, бутовый камень и др. Каменные природные строительные материалы подразделяются: - на изверженные глубинные: гранит, диорит, сиенит, лабрадорит, габбро и др.; - на изверженные излившиеся: базальт, андезит, диабаз, вулканический туф; - на осадочные: мраморовидный известняк, плотный известняк, пористый известняк (ракушечник), доломит, песчаник, гипсовый камень; - на метаморфические: мраморы, брекчия и карбонатные конгломераты, кварцит.

КАМИН — в классическом виде представляет собой простейший очаг с дымоходом, предназначенный для обогрева помещения или нагревания пищи непосредственно пламенем горящего в нём топлива. В качестве топлива используют древесину, газ, уголь, пеллеты. Классический открытый камин отличается очень низким КПД.

Каталог 

КАНАТ — рельефное резное изображение, напоминающее раковину наутилуса.

КАНДЕЛЯБР — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник.

КАПИТЕЛЬ (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

КАРИАТИДА — женская статуя, поддерживающая архитектурный выступ.

КАРНИЗ — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

КАРТУШ — панель декоративных форм, часто с завитками, используемая для оформления перекрестья рам.

КАССОЛЕТ (фр. cassolette) — в XIX веке иногда - «казалет», курильница для благовоний на масляной основе.

КАФЕЛЬ — специальные облицовочные элементы для печей и каминов, покрытые глазурью и имеющие с обратной стороны открытую коробку (румпу).

КВАДР (итал. quadro, от лат. quadrum — "четырехугольник, квадрат") — правильно отесанный каменный блок для кладки стен, крупный камень в форме параллелепипеда.

КЕРАМИКА (греч. keramike, от keramos — "глина") — материалы и изделия из глин и их смесей с неорганическими соединениями, полученные путем обжига при высоких температурах. Общее название всех видов изделий из обожженной глины (бисквит; веджвуд; глино-каменные массы; итальянская майолика; мягкий фарфор; фарфор; фаянс; шамот)

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА (изразцы) — изготовленное из керамической массы плоское, как правило, тонкостенное глазурованное или неглазурованное изделие. Керамическая плитка применяемое для наружной или внутренней облицовки стен и стеновых панелей, а также для настилки полов.

КИМА — резной или накладной орнамент, состоящий из серии овалов с наконечниками стрел, используемый в декоре мебели, особенно кабинетов.

КЛАДКА — кирпичи либо камни, соединенные между собой в определенном порядке с помощью связующего раствора.

КЛАДКА ПЕЧЕЙ — каменная кладка печей, целю которой является связка отдельных кирпичей в единый прочный фундамент и монолитный корпус печи.

КЛУАЗОНЕ (перегородничатая эмаль) — тип эмали при котором поверхность предмета разделена тонкими металлическими полосками на секции, заполняющиеся перед обжогом истертым в порошок цветным стеклом.

КОКИЛЯЖ — элемент декора с мотивами раковины, используемый в предметах мебели стиля рококо.

КОЛОСНИК — чугунная решетка в топке печи для притока воздуха и устранения золы.

КОРПУС ПЕЧИ — основная часть архитектурной композиции кафельной печи, в корпусе помещается топка и дымовые каналы, корпус печи состоит из очаговой части (очага) и напечья.

КОЧЕРГА — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (КПД) — характеристика эффективности системы, величина, определяющая отношение полезной работы (мощности, энергии) ко всей затраченной работе (мощности, энергии).

КРАКЛЕ — керамическая глазурь с нарочитыми маленькими трещинками.

КРЕМОВАЯ КЕРАМИКА — имитирующая фарфор керамика белого или кремового цвета с прозрачной глазурью. Появилась в Англии в середине XVIII века, позже ее популярность распространилась на Соединенные Штаты.

КУБОК С КРЫШКОЙ — элемент декора токарной работы, встречающийся в оформлении ножек и балясин.

КУРНАЯ ИЗБА — изба, отапливаемая без трубы, в связи с чем в верхней части стен делаются узкие горизонтальные окна для выхода дыма.

▲ перейти к алфавиту

Л

ЛАМПАДНАЯ ПЕЧЬ (афанор) — отопительное устройство со стабильной и регулируемой теплоотдачей благодаря резервуару, в котором угли постепенно разжигает горячий воздух от раскаленных углей в горне; этот воздух поступает через отверстия в стенках и дне резервуара.

ЛИЗЕНА, ЛОПАТКА — (нем. lisene, итал. lesena), плоский вертикальный выступ на стене здания.

ЛИЦЕВАЯ КЛАДКА — аккуратная кирпичная кладка, рассчитанная на восприятие в ее естественном виде, без штукатурки, обмазки, побелки, покраски и облицовки.

ЛИЦЕВОЙ КИРПИЧ — кирпич правильной формы, имеющий четкие грани и однородную окраску. Выдерживает воздействие атмосферных осадков, пригодный для наружных работ.

ЛОЖОК — 1. Наиболее вытянутая, средняя по величине грань брускового кирпича. 2. Продольный желобок в колонне, каннелюра (архит.).

ЛЮНЕТТА — элемент декора из повторяющихся резных полумесяцев.

ЛЮСТР — покрывающая керамическое, стеклянное, иногда фарфоровое изделие многоцветная глазурь с перламутровым или металлическим отливом.

▲ перейти к алфавиту

М

МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ — горные породы, образовавшиеся в результате затвердения магмы. В магматических горных породах, образовавшихся при постепенном застывании магмы на глубине, хорошо различимы кристаллы отдельных минералов: гранит, сиенит и др.

МАЙОЛИКА — покрытая оловянной (ценниной) глазурью керамика, как правило, итальянского происхождения. Данная техника использовалась и в XIX веке.

МАРКЕТРИмозаичная работа из тонко подобранных по тону кусочков дерева разных пород, слоновой кости, мрамора, металла.

МЕАНДР — распространенный тип геометрического орнамента, имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в Древней Греции, получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии (ныне река Б.Мендерес в Турции).

МОДЕНАТУРА (искаж. итал. modinatura, modanatura, от modano — "образец, модель"; см. модель) — в архитектуре — искусство профилировки; накладные архитектурные детали — профили, тяги, карнизы и т.д..

МОДЕРН — (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (другое название арт нуво). Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова "современный", так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

МОЗАИКА — вид монументальной живописи; изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, галька и т.д. Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом вяжущим веществом. В мозаике учитываются эффекты, возникающие на расстоянии из-за оптического смешения цветов отдельных частиц и положения кубиков мозаики под наклоном по отношению к источнику света и друг к другу.

МРАМОР — кристаллическая метаморфическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. Мрамор может иметь белую, серую, зеленоватую, розовую и другие окраски. Мрамор хорошо полируется, применяется в качестве облицовочного материала.

Фотогалерея 

МУЛЮРА (франц. moulure, от moulage — "литье, отливка"; сравн. муляж; mouillage — "смачивание, разведение водой"; см. лепка; англ. moulding) — в архитектуре и декоративном искусстве — фигурные детали из гипса, которые отливают из жидкой смеси гипса с наполнителем — песком, мраморной крошкой в ту или иную форму. В классической архитектуре мулюрами стали называть любые декоративные детали, профили, обломы, которые изготовляют отдельно, а затем прикрепляют к стене здания.

МУР (через польск. mur, от лат. murus — "стена, преграда") — каменная стена, отсюда муровать, замуровывать.

МУРАВЛЕНЫЙ — покрытый зеленой глазурью.

МУРОЛЬ — зодчий, архитектор.

МУФЕЛЬ — тип производственной печи, обычно используется для обжига керамических изделий.

МЯГКИЙ ФАРФОР — фарфор из глины и порошкового стекла. Содержит больше кварца, чем обычный фарфор, черепок более толстый, возможность делать мелкие детали ограничена.

▲ перейти к алфавиту

Н

НАВЕРШИЕ — выступающая орнаментированная деталь на самом верху изделия.

НАКЛАДНОЙ ДЕКОР — орнаментальное покрытие, изготавливаемое отдельно и приклеенное или посаженное на шип на предмете.

НОЖКА-ЛАПКА — тип окончания ножки в виде лапы животного.

▲ перейти к алфавиту

О

ОБЛИЦОВКА — жесткий или полужесткий материал (камень, дерево, металл), применяемый для механической защиты и декоративной отделки конструктивных элементов сооружений.

ОБЛИЦОВОЧНЫЙ КИРПИЧ — фактурный или фасонный лицевой кирпич. Облицовочный кирпич имеет на ложковой и тычковой гранях, выходящих на поверхность фасада, декоративный слой.

ОБЛОМ — в архитектуре — чертеж, изображение архитектурной детали в разрезе, то же, что профиль в отношении простой формы. Обломы вычерчиваются с помощью циркуля и линейки. Сочетание нескольких обломов называют сложным профилем. Обломы бывают прямолинейные и криволинейные, прямые и обратные.

ОБЪЕМНОЕ ЗОЛОЧЕНИЕ — частичное золочение выступающих деталей предмета.

ОГНЕСТОЙКОСТЬ — способность изделия, конструкции или элемента сооружения сохранять при пожаре несущую и огнепреграждающую способность. По степени огнестойкости материалы подразделяются на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

ОГНЕУПОРНОСТЬ — способность материалов противостоять, не расплавляясь, воздействию высоких температур. Количественно огнеупорность характеризуется температурой, при которой стандартный образец материала, наклоняясь в результате размягчения, коснется своей вершиной поверхности подставки. По степени огнеупорности материалы подразделяют на огнеупорные, тугоплавкие и легкоплавкие.

ОГНЕУПОРНЫЙ КИРПИЧ — белый, ровный кирпич: - изготовленный из тугоплавкой глины; - обладающий большой прочностью и повышенной огнестойкостью; - используемый в печах для облицовки внутренней поверхности топливника.

ОГНЕУПОРНОЕ СТЕКЛО — особый вид стекла (светопрозрачная керамика), который выдерживает длительное время высокую температуру до 800 °C и может контактировать с открытым пламенем. Используется в каминах и печах.

Каталог 

ОРМОЛУ — вставки на мебели из позолоченной бронзы или латуни. От французского термина, обозначающего золочение.

ОТОПИТЕЛЬНАЯ ПЕЧЬпечь для обогрева помещений. Отопительными печами являются теплонакопительные, конвекционные печи и печи-"буржуйки".

ОЧАГ — место или устройство для разведения и поддержания огня, как правило, внутри помещения.

▲ перейти к алфавиту

П

ПАЛЬМЕТТА — неоклассический мотив в виде веера.

ПАТЕРА — мотив овала или окружности, часто включающий также лиственные узоры.

ПАТИНА, ПАТИНИРОВКА — окисление бронзы и меди, происходящее естественным или искусственным путем.

ПЕДИМЕНТ — архитектурный элемент, представляющий собой треугольную секцию над горизонтальной конструкцией (антаблементом), обычно поддерживаемой колоннами. Педимент также использовался как украшение, размещаемое над порталом.

ПЕКАРНАЯ ПЕЧЬпечь, предназначенная для приготовления пищи путём её выпекания или запекания в разогретой керамической камере, которая является также топкой этой печи.

ПЕЧНАЯ ФУРНИТУРА — комплект готовых металлических изделий различных видов и форм, необходимых для оснащения печи: дверцы и полудверцы, вьюшки и дымовые задвижки, поворотные заслонки, плиты, колосниковые решетки, духовочные шкафы и т.д.

Каталог  ►

ПЕЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ — инструмент, используемый при печных работах: печной молоток, кирочка, кельма, нож-цикля, расшивка, растворная лопата, кувалда, отвес, метр и рулетка, угольник, гибкий водяной уровень, соколы, терка, полутерка, уровень, правило.

ПЕЧНОЙ ПРИБОР — комплект элементов для дверцы печи. Прибор включает в себя железные заслоны к печам и трубам, рамки отдушников, вьюшки, колосниковые решетки, кочергу, железную лопатку, ухват и пешню.

ПЕЧНЫЕ КАНАЛЫ (также «дымовые каналы») — в отопительных керамических печах каналы, по которым проходят образующиеся в топке печи во время горения дров или угля горячие газы перед тем, как попасть в дымоход.

ПЕЧУРА — небольшая ниша на внутренней поверхности стены в древнерусском каменном здании, игравшая роль встроенного шкафчика для хранения мелкой утвари; иногда была разделена на ярусы деревянными полками и закрывалась навесными дверцами.

ПЕЧЬ — устройство для отапливания различных строений или для получения высокой температуры, необходимой в том или ином технологическом процессе (выпечка хлеба, обжиг керамики, термообработка металлов, лабораторные исследования).

Каталог 

ПЕЧЬ ФРАНКЛИНА (англ. Franklin stove, также Pennsylvania fireplace — Пенсильванский камин) — экономичная малогабаритная автономная печь для дома, созданная Бенджамином Франклином в 1742 году. Будучи человеком бережливым, Франклин обратил внимание на то, что в существовавших в то время в Америке печах большая часть тепла бесполезно теряется в трубе. Он изобрёл экономичную печь, для стенок которой использовал чугун, обладающий большой теплопроводностью. Печь одновременно была и котлом (топка — камера, где сжигалось топливо), и радиатором (стенки печи, излучающие тепло и нагревающие помещение). Таким образом, ему удалось уменьшить потери тепла, расход топлива и размеры печи. Эта печь была одним из самых популярных изобретений Франклина и до сих пор используется во многих странах мира. Несмотря на это, Франклин так её и не запатентовал.

ПЕЧЬ-КАМЕНКА — банная печь, служащая для получения пара и нагревания парильного отделения. По режиму работы различают печи-каменки постоянного и периодического действия.

ПИЛЯСТРА (также пилястр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки, лизены) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

ПОД — пол в топке печи и камина (футерованный шамотом), на который кладется топливо.

ПОДЗОР — изразец с двойной арочкой, включенный в декоративную аркаду по основанию печи.

ПОДИУМ (лат. podium, из греч. pous — "нога, стопа") — в древнеримской архитектуре — подножие, высокое основание постройки. Подиумом римляне называли подножие императорской трибуны, надстройку триумфальной арки (переднюю стенку которой именуют аттиком).

ПОЛАТИ — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении). Конструктивное устройство полатей различно. Обычно полати устраивают и закрепляют в углу двух пересекающихся стен. Свободный конец полатей закрепляется на вертикальной подвеске из бруса, заделанного одним концом в матицу. Часто полати устраивают на прогоне-брусе, одним концом, врубленным в стену, другим — закрепленным в стойку, которая является в свою очередь поддержкой для угла русской печи. В летнее время, когда печь для целей обогрева помещения не топят, на полатях можно хранить (и сушить) овощи (лук).

ПОЛИВА — глазурь для изделий из керамики.

ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА — изделия из обожженной глины, покрытые глазурью.

ПОЛИРОВКА — обработка поверхности (стекла, камня) с целью придания ей блеска. Известны механические и химические способы. Наиболее древним способом является механическая полировка после гранения, резьбы или гравировки, когда поверхность последовательно обрабатывалась сначала мелкозернистым абразивом, затем — свинцовыми, деревянными, пробковыми и войлочными колесами и щеткой.

ПОРТАЛ (лат. porta — ворота) — архитектурно оформленный проём, чаще всего являющийся входом в здание. Понятие также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.

Каталог 

ПРОФИЛЬ (франц. profil, из итал. profilo, от filo, лат. filum — "нить, полоса") — вид сбоку. В архитектуре, дизайне, проектировании — поперечный разрез формы, иначе — облом. Профиль — частный случай боковой проекции, в теории и практике архитектуры все профилированные детали называют обломами. Те же архитектурные детали в массе, объеме именуют моденатурой; отформованные из гипса или иного пластичного материала — мулюрой (неверное название — лепнина).

ПУТТИ — декоративные купидоны или херувимы.

ПЬЕТРА-ДУРА — декоративная инкрустация полудрагоценными камнями на изображении, геральдические или геометрические мотивы.

▲ перейти к алфавиту

Р

РАСПУШКА — напуск кладки в кирпичных дымовых трубах комнатных печей над местом пропуска из через кровлю.

РЕЗЬБА ПЛОСКАЯ — характерный способ украшения, когда фон орнамента немного углублен и тонирован. Сам орнамент выступает непосредственно на плоскости, без объема, только в очертаниях.

РИМСКАЯ МОЗАИКАмозаичное изображение из очень мелких полированных камешков.

РИФЛЕНИЯ — декор, напоминающий каннелюры (см.) с выпуклыми желобками.

РОЗЕТКА — декоративный мотив. Геометризованное изображение цветка, лепестки которого располагаются по принципу радиальной симметрии.

РОКАЙЛЬ (фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утес) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Стилизованный мотив утеса и раковины, часто встречается в мебели рококо.

РОКОКО (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

РОЛЬВЕРК (нем. Rollwerk, от Rolle — "ролик, катушка, сверток" и Werk — "работа") — "крученая работа", элемент орнамента в виде скрученной ленты, полуразвернутого рулона пергамента, ткани.

РОНДО — небольшой орнаментальный медальон или диск, часто с профильным изображением бусины.

РУМПА — коробчатый выступ на задней стороне изразца, предназначенный для его закрепления в кладке печи или стены (при этом внутренность заполняется раствором с кирпичным щебнем).

РУССКАЯ ПЕЧЬ — массивная печь из кирпича с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России.

▲ перейти к алфавиту

С

С - ОБРАЗНЫЙ ЗАВИТОК — элемент декора, основанный на форме буквы С, популярный в стиле рококо.

САЖА — выделяющийся из дыма тонкодисперсный аморфный углеродный остаток, образующийся при неполном сгорании.

СГРАФФИТО — техника декора керамики, при котором рисунок процарапывается по глазури или шликеру, обнажая цвет черепка.

СИСТЕМА "ЧИСТОЕ СТЕКЛО" — особенности конструкции топки, которые создают направленный поток воздуха на стекло, с целью уменьшения оседания сажного налета за счет образования воздушной завесы перед стеклом внутри каминной топки.

СКАТ (апрон) — нижняя кромка изделия, обычно загнутая или профилированная, часто повторяющаяся «гребень» или карниз.

СПОЙ — шов в кладке печи.

СРЕДИЗАЛЬНАЯ ПЕЧЬпечь, примыкающая к середине стены в помещении.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КИРПИЧ — искусственный камень правильной формы, сформированный из минеральных материалов и приобретающий камнеподобные свойства после обжига или обработки паром. По составу исходного сырья и по способу производства различают силикатный и керамический кирпич.

▲ перейти к алфавиту

Т

ТАНДЫР — глинобитная печь в форме очень большого сосуда, на внутренней прогретой поверхности которой пекут лепешки.

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — строительные материалы и изделия изолирующие тепловые потоки.

ТЕПЛООТДАЧА ПЕЧИ — количество теплоты, поступающее от стенок печи в помещение за единицу времени. Теплоотдача печи зависит от количества сожженного топлива, размеров внутренней тепловоспринимающей поверхности, толщины стенок печи и других параметров.

ТЕПЛОПЕРЕДАЧА — самопроизвольный необратимый процесс переноса энергии от более нагретых тел или участков тела к менее нагретым. Различают три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекция и лучеиспускание.

ТЕРРАКОТА (итал. terracotta — "жженая земля") — разновидность неглазурованной керамики, изделий из красной или желтовато-бурой железистой глины с пористой, матовой поверхностью. В античности из терракоты изготавливали облицовочные плиты с рельефами, архитектурные детали — метопы, антефиксы, черепицу (калимматии; калиптеры; солены), а также игрушки, мелкие статуэтки. Из терракоты делали изразцы, посуду.

ТОПКА — применительно к отопительным печам и каминам - устройство для сжигания топлива с целью получения тепловой энергии. Конструктивно бывают открытого и закрытого типа, печные и каминные. Топки открытого типа встречаются исключительно на открытых каминах и утеряли значение как отопительного прибора. Закрытые топки снабжаются дверцей и могут производить гораздо больше тепловой энергии. Топки каминов могут выполняться из чугуна или стали, стальные топки как правило имеют футеровку шамотом или иным материалом, чугунные топки футеруются не всегда. Топки печей выполняются из шамотных изделий или чугуна, последние часто футеруются шамотом. Топки из чугуна обычно используются в конвекционных печах.

Каталог 

ТОПКА ПО-ЧЕРНОМУ — топка, при которой дым выходит в избу. При этом копоть оседает на специальных балках, расположенных у верха стены, на потолке и вокруг волоковых окон.

ТОПКА ПО-СЕРОМУ — топка, при которой дым сначала выходит на чердак и уже оттуда через слуховые окна - наружу.

ТОПЛИВНИК — основная часть печи, предназначенная для горения топлива. В ходе горения выделяется тепло, которое при продвижении по дымоходам передается всему массиву печи. Топливник печи представляет из себя топочную камеру, где сгорает топливо и в процессе его сгорания вырабатывается тепловая энергия. Конструктивно может быть зольниковым или подовым.

ТОПЛИВО — горючие вещества, основной составной частью которых является углерод. Топливо применяются с целью получения тепловой энергии, выделяемой при его сжигании.

ТРАВЕРТИН (известковый туф) — легкий пористый камень, используемый в строительных конструкциях и архитектурном декоре.

Фотогалерея 

ТРЕЛЬЯЖ (фр. treillage, англ. trellis) — решётка для вьющихся растений, крытый сводчатый ход, беседка или стена, служащая опорой для посаженных у её основания вьющихся или стелющихся растений, например, винограда, плюща, хмеля и других.

ТРИФОЛЬготический орнамент из симметричных трилистников, популярный в псевдо-готике XIX века.

ТЫЧОК — Короткая боковая поверхность кирпича, камня (в строительном деле).

▲ перейти к алфавиту

У

УСТЬЕ (жерло, зев) — широкое топочное отверстие русской печи.

УТЕРМАРКОВСКАЯ ПЕЧЬ — обшитая железом кирпичная печь (обычно в виде высокого вертикального цилиндра); в России — с 1820-х гг.

УХВАТ — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.

▲ перейти к алфавиту

Ф

ФАСКА — обработанный край панели мрамора, гранита, стекла или зеркала, часто в формах декоративного бордюра.

ФАЯНС (франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) — разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.). Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи — прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

ФЕСТОН — мотив в виде гирлянды цветов или фруктов, популярный в мебели барокко и неоклассики.

ФИАЛ — резной, точеный или металлический элемент декора, расположенный в верхней части предмета, такой, как секретер, книжный шкаф или спинка стула.

ФИЛЕНКА (от нем. Füllung — "заполнение") — часть плоскости, например поля стены или панели, двери, пилястра, ограниченная профилированной рамой. Внутреннее поле филенки называют зеркалом. Филенки украшают резным или лепным декором, росписью.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА — мозаичное изображение из довольно крупных кусков камня и стекла.

ФЛЮГАРКА — поворотная железная насадка на дымовую трубу, направляющая дым по ветру, для улучшения тяги.иной; внутри пересекается перекладиной с цепью для подвески котла.

ФРЕСКА — живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.

ФРИЗ — 1. Средняя часть антаблемента. 2. Декоративно оформленная горизонтальная полоса.

ФУНДАМЕНТ — подземная часть сооружения, обеспечивающая его устойчивость.

ФУРНИТУРА — металлические элементы на дверцах: ручки, поворотные петли, личины, украшения.

ФУТЕРОВКА — специальная отделка для обеспечения защиты поверхностей от возможных механических или физических повреждений.

▲ перейти к алфавиту

Х

ХАЙЛО — часть русской печи, служащая для выпуска дымовых газов в трубу.

ХЛЕБНАЯ ЛОПАТА — плоская лопата, как правило, целиком сделанная из дерева. Предназначена для помещения в печь (и извлечения из нее) хлеба и других продуктов, например, пиццы.

▲ перейти к алфавиту

Ц

ЦЕК — волосяные трещины на глазурном покрытии керамических изделий.

ЦЕНИНА — расписной изразец.

ЦИМАРА КАЛОРИФЕРкалорифер с керамическими трубами для движения теплого воздуха, обогревающего помещения.

▲ перейти к алфавиту

Ч

ЧЕКАНКА — способ отделки поверхности бронзы. Технологически следует за литьем и заключается в механической проработке рельефа изображения с помощью специальных инструментов - чеканов. Это один из важнейших этапов создания произведения декоративной бронзы. Кроме того, что чеканщик исправлял недочеты литья и уплотнял поверхность металла для лучшего золочения, делал предмет более выразительным, углубляя рельеф, усиливая мельчайшие нюансы деталировки, придавая фрагментам различную фактурность.

▲ перейти к алфавиту

Ш

ШАМОТ — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания.

ШАТЕР — пирамидальный кожух над кухонным очагом.

ШВАРЦЛОТ — графический стиль декора керамики, использовавший оттенки черного.

ШВЕДКА — высокая, но небольшая по ширине и глубине теплоникопительная печь прямоугольной или круглой формы, традиционно завершающаяся высоким (часто рельефным) оберсимсом с картушем или без.

ШЕВРОН — V-образный орнамент, популярный в псевдо-готике и ар деко.

ШЕСТОК — каменная площадка перед устьем печи.

ШИБЕР — устройство в дымоходе или дымоходном патрубке каминной топки в виде подвижной стальной пластины, которая полностью или частично перекрывает дымоходный канал с целью изменения интенсивности горения и уменьшения скорости потока дымовых газов.

Каталог 

ШИНУАЗАРИ — стиль в декоре с мотивами, заимствованными из искусства Китая.

ШИРИНКА — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Мотив повторяющейся перспективной прямоугольной рамки ширинки сближает этот вид декора с филёнкой.

ШТАМПОВАННАЯ БРОНЗА — техника изготовления изделий из тонкой латуни с помощью тиснения стальными штампами. Дешевые в производстве, подобные предметы вполне способны были имитировать литую бронзу, уступая последней в тонкости проработки и долговечности. Из штампованной бронзы делали главным образом различные накладки для мебели, но могли встречаться и самостоятельные предметы, например, подсвечники. Штампованные детали использовали также в изделиях литой бронзы - в канделябрах, люстрах, корпусах каминных часов и пр. Технику штампа в России называли иногда «бирмингемской» или «английской» бронзой (не следует путать с термином «британский металл», которым называли не способ изготовления, а состав - сплав олова, свинца и сурьмы), в связи с тем, что подобные изделия, в основном в виде деталей, привозили с конца XVIII века именно из Англии. С 1820-х годов производство штампованной бронзы распространилось в России. Особенно оно процветало в Москве.

ШТУКАТУРКА — отделочный материал, получаемый путем смешения в определенной пропорции: - вяжущих веществ: цемента, извести, гипса и т.п.; - песка; - воды.

▲ перейти к алфавиту

Э

ЭКРАН — заслон из дерева, материи на каркасе либо из матового стекла, устанавливаемый перед камином или на окне.

ЭМАЛИРОВАНИЕ — 1. Покрытие металлической поверхности тонким полупрозрачным слоем цветного стекла. 2. Вид декора в керамике, когда красители наносятся поверх глазури.

ЭНКАУСТИКА — метод, использующий нагревание для закрепления эмалевых красок на керамических изделиях.

ЭРКЕР (нем. erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения.

▲ перейти к алфавиту

Я

ЯЧМЕННЫЙ ЛЕДЕНЕЦ — тип точеной формы в виде двойной спирали, используемый в ножках и колоннах.

▲ перейти к алфавиту